вівторок, 11 березня 2014 р.

Трагедия туарегов: расплата за мечты о независимом Азаваде

Трагедия туарегов: расплата за мечты о независимом Азаваде

Сегодня сердце каждого гражданина Украины терзают страшные мысли о судьбе его родной земли. Сопереживание трагедии беспрецедентной по своим масштабам бойни на Майдане Независимости 18-20 февраля 2014 г. сменилось эмоциональным параличом от событий последних недель в Крыму. На полуострове запущен ползучий процесс конструирования «суверенного образования». 11 марта 2014 года Верховный совет Крыма принял декларацию в поддержку независимости региона от Украины и намерении войти в состав России. Теперь это решение ждет «легализации» на локальном плебисците 16 марта. И если у внешних сил, реализующих этот сценарий, есть четкие цели и задачи, то у обычных жителей региона сформировано во многом искаженное понимание сути происходящего. Какую цену за «независимость» заплатят крымчане сейчас не знает никто! Хотя спрогнозировать возможные последствия помогают схожие события из прошлого, самые недавние из которых произошли в африканском государстве Мали.


Истоки проблемы
Республика Мали является одним из наименее развитых государств Западной Африки даже по сравнению со своими ближайшими соседями. Занимая восьмую по размеру площадь на континенте, имея свыше 15 млн. жителей, страна по уровню ВВП в 2013 г. находилась лишь на 27 месте в Африке. В геополитическом плане Мали оказалась на перепутье двух миров: арабской Уммы на Севере и африканской цивилизации на юге. При этом дефицит природных ресурсов и расположенность в суровых климатических условиях сделали страну непривлекательной для глобальных полюсов влияния. Возможно, именно по этой причине Мали долгое время удавалось избегать масштабных военных конфликтов и сохранять свою целостность. Хотя территориальные проблемы с соседями все же возникали, как-то конфликт с Буркина-Фасо за несколько спорных деревень в приграничной зоне, но решались они быстро и полюбовно. Во внутриполитической жизни правительство страны стремилось проводить курс, направленный на удовлетворение потребностей большинства этносов и народностей. Но особую обеспокоенность центрального правительства вызывал «туарегский вопрос».  Туареги или амазиги являются народом, сложившимся в средние века в Сахаре на базе берберского этноса зенага, который прошел арабизацию. В многонациональном Мали туареги составляют лишь 10% (1,4 млн. чел.), но в  тоже время, они являются кочевым народом, зона расселения которого охватывает соседние страны. В Нигере, Алжире, Буркина-Фасо и Ливии проживают еще 3,8 млн. собратьев малийсикх туарегов, лишенных какой-либо государственности. Несмотря на безусловную этническую и культурную самобытность, наличие собственного языка «тамашек» с развитой письменностью, а также древние традиции государственности – в современном мире туареги остались не у дел. Только в ХХ веке лидеры туарегов поднимали 4 мощных восстания, направленных на отстаивание права своего народа на автономию. Ветер «арабской весны», который задул по Северной Африке в 2010-2011 годах, привел к власти в Тунисе, Египте и Ливии группировки братьев-мусульман, и пробудил дремлющие группировки исламистов различных мастей. Именно союз с такими крайними исламистами воодушевил лидеров туарегов на авантюрную попытку заполучить независимость.

"Зеленые человечки" на Севере Мали, февраль 2012 г.

Марш-бросок к «независимости»
Катализатором к восстанию туарегов послужили события в соседней Ливии, связанные с падением режима полковника Каддафи. Ливийский лидер приютил на своей территории значительное число туарегов, которые бежали из Нигера и Мали после восстаний 1990-1995 и 2007-2009 гг. Туареги были организованы в Пансахельский батальон ливийской армии, который был одним из самых боеспособных столпов власти Каддафи.
Свержение полковника и приход к власти Переходного национального совета ознаменовали начало репрессий против туарегов, и вынудило их вернуться на север Мали. Туареги, вернувшиеся на историческую родину, сгруппировались в Национальное движение Азавада, которое выступило с призывом об освобождении всех народов Азавада.
В понимании туарегов Азавадом является вся территория Северного Мали, равная 66% площади страны, где также проживают народности сонгай, фульбе и арабские племена. К повстанцам присоединились исламисты из группировки «Ансар-ад-Дин» и террористические элементы из Организации «Аль-Каида» в странах исламского Магриба.
      Незадолго до отделения Азавада в столице Мали в 2012 г. произошла резкая смена власти, организованная США

В январе 2012 г. коалиция туарегов и исламистов, вооружившись арсеналами со складов ливийской армии и прикрываясь лозунгами об освобождении Азавада, вторглась на территорию Мали. В течение месяца малийская армия под их натиском уступила города Менаку, Тессалит, Аджельхок, Ньяфунке. В районе города Лере был открыт второй фронт, и был захвачен город Тинзауатен и склады с оружием малийской армии. В феврале был атакован гарнизон города Кидаль, и армия Мали начала паническое отступление. Военнослужащие Мали, видя перевес повстанцев в вооружениях, обвинили центральное правительство в неспособности управлять страной и сохранить ее целостность, а также в разгуле коррупции. Под предлогом необходимости возрождения государственности военные свергли президента Амаду Туре всего  за один месяц до очередных президентских выборов. Дестабилизация ситуации в столице содействовала развитию военных успехов туарегов, которые в считанные дни захватили  центры трех северных провинций – Кидаль, Гао и Тимбукту. Весь Азавад оказался под контролем сепаратистов, которые, будучи вдохновленными своими победами, 6 апреля 2012 г. провозгласили Независимое Государство Азавад и обратись к мировому сообществу за признанием.

Изоляция, измена союзников и социально-культурная катастрофа Азавада
Дальнейшее развитие событий на Севере Мали стало отрезвляющим холодным душем для лидеров туарегов. Мировое сообщество крайне неодобрительно встретило провозглашение туарегской государственности. США, Европейский Союз и в особенности Африканский Союз жестко раскритиковали проявления сепаратизма в Мали. ЭКОВАС и ООН начали обсуждение вопроса о введении  международных миротворческих сил для  оказания помощи армии Мали в процессе восстановления целостности страны. Ни одно государство мира не высказало желания признать сепаратистов.
Смертельным ударом для туарегов стала измена исламистов, для которых главной целью было вовсе не отстаивание прав туарегов на независимость, а формирование очередной базы для глобального джихада после убийства лидера «Аль-Каиды» Усамы бин Ладена в Афганистане.  Вчерашние союзники из исламистского лагеря уже через два месяца начали войну с туарегами и к концу июня 2012 г. выбили силы сепаратистов из городов Гао и Тимбукту, а 16 июля силы сепаратистов были полностью вытеснены за пределы Мали и окончательно заявили о прекращении борьбы за независимость. На месте независимого Азавада возник исламский эмират, создание которого для местного населения означало возврат средневековой тирании. Законы шариата, насаждаемые исламистами, трактовались в наиболее жестоком виде. За такие преступления, как кража, продажа алкоголя и сигарет применялись страшнейшие экзекуции в форме жестоких публичных казней, ампутации конечностей и бичевание.  Женщин принудили носить закрытую одежду, был введен запрет на прослушивание западной музыки и даже исполнение народных песен. Под запрет попали кинематограф, телевидение, занятия любыми видами спорта. За участие в матчах уличного футбола полагалось отсечение конечностей либо расстрел. Повсеместное распространение получили сексуальное рабство, а также насильственная мобилизация подростков в ряды боевиков. На территории Азавада были созданы лагеря подготовки джихадистов для засылки в соседние страны.
                                   Кризис в Мали взялись решать внешние силы

Любые акции протеста подавлялись силой оружия. К примеру, в июне 2012 года демонстрация в городе Гао была встречена пулями: один человек погиб, десятки людей были ранены.
Более 300 тысяч туарегов, арабов и сонгай с севера двинулась на юг страны. А здесь их встретили преследованиями, т.к. у местного населения они ассоциировались с сепаратистами-северянами. Были зафиксированы  многочисленные факты грабежей, избиений и убийств абсолютно невинных беженцев, в том числе и подразделениями вооруженных сил Мали.
Невосполнимой катастрофой для основы экономики региона – сферы туризма, стала деятельность исламских боевиков, направленная на уничтожение памятников, размещенных в городах Тимбукту и Гао, которые входят в перечень всемирного наследия ЮНЕСКО. Боевики с помощью экскаваторов и взрывчатки варварски уничтожали глиняные гробницы и мавзолеи «333 святых» в Тимбукту. Разграблению и уничтожению были подвергнуты 100 тысяч уникальных рукописей и манускриптов ХIII-XIV веков. Из-за действий исламистов пришел в полнейший упадок ежегодный «самый удаленный в мире» Фестиваль туарегской музыки в  пустыне, ежегодно привлекавший 10,000 посетителей. Сфера туризма, в которой работали более 8,000 человек, и которая давала 10% ВВП страны и до 60% прибыли в экономике Азавада пришла в полнейший упадок.

Разрушение исторического наследия Мали исламистами. Исламистам туристы в Мали незачем

Окончательное разрушение экономики Азавада произошло после начала военной интервенции Франции, направленной на ликвидацию исламистской угрозы, исходящей из Мали. Бомбардировки французской авиации уничтожили тысячи строений на территории северных провинций Мали. Бегство исламистов лишило местное население  доступа к продовольствию, воде и топливу. Отступающие в горную местность для дальнейшей партизанской войны отряды фундаменталистов разрушили все вышки телефонной связи  в Азаваде и полностью отрезали регион от внешнего мира. Очередным лишением для местных жителей стали показательные расправы и зверства со стороны наступающей малийской армии, кровью восстанавливающей целостность страны.
На фоне описанных событий силы туарегов, ратовавшие за независимость Азавада, сейчас стремятся наладить политический диалог с центральными властями Мали для того, чтобы сохранить хотя бы минимальные крупицы своей автономии.

Малийские дети играют в войну 

Заключение
Общественно-политические процессы в географически отдаленных регионах мира: малийском Азаваде и украинском Крыму удивительно схожи. Любой зрячий без проблем увидит это и, надеюсь, отрезвеет. Сейчас, пока еще не поздно, каждый здравомыслящий крымчанин, на чьей бы стороне он не находился, обязан подумать, как в Крыму остановить приближение катастрофы, подобной малийской. Нужно четко осознать, что от "сепаратизма" выигрывают лишь глобальные игроки, тогда как простые люди ценою своей безопасности и даже жизни расплачиваются за чужие геополитические амбиции. Решительные действия всех граждан Украины, и прежде всего крымчан, во имя мира и территориальной целостности Украины еще оставляют всем шанс на то, чтобы захлопнуть смертоносный ящик Пандоры на нашей родной земле.


Немає коментарів:

Дописати коментар